Профсоюз служащих

Профсоюз служащих правительственных учреждений т. Кутайса обратился в Сухумский профсоюз судебных работников с призывом примкнуть к назначенной на 5 октября 1917 года забастовке служащих в казенных учреждениях Кутаисской губернии. По этому поводу состоялось собрание представителей правительственных учреждений г. Сухума. Однако забастовка. в Сухуме 5-октября не произошла благодаря стара-, ниям меньшевистских лидеров некоторых профсоюзных организаций, а также ввиду обещания правительства улучшить материальное положение чиновников. Тем не менее в Сухуме одновременно с Тифлисом, Кутаисом и другими городами 5 декабря 1917 года была объявлена забастовка государственных служащих. В 1917 году имело место выступление и служащих местного Общества взаимного кредита.

Между прочим, в «уставе» («конституции») крестьянской организаций «Киараза», о которой речь будет идти ниже, нашло свое отражение обвинение крестьянскими массами «привилегированного сословия» в. «Составлении заговора нажизнь убитого учителя Кобахия, в укрывательстве убийцКобахия н освобождении их из тюрьмы». Надо сказать, что в это время вообще наблюдалось оживление дворянской контрреволюции, повсюду бесчинствовали черные сотни (например, в Гудаутском участке — «дворянская сотня» Д. Маргания).

В связи с разгулом контрреволюций вообще и в ответ на убийство популярного в крестьянской среде Д. Кобахня, в конце 1917 года в Бзыбской Абхазии идея образования революционной крестьянской дружины под старинным названием «Киараз» или «Анхаю Киараз» («Крестьянский Киараз») получает организационное оформление.

Слово «Киараз» по смыслу означает объединение. У абхазов вплоть до текущего столетия под таким названием существовали организации трудовой взаимопомощи. Крестьяне отдельного поселка выходили, как правило, на совместные полевые работы в страдные периоды, особенно на прополку кукурузы. Коллектив киаразовцев выступал одновременно и как своего рода оборонительный союз, в любой момент готовый отразить нападение неприятеля. Каждый нз них вместе с тохон приносил свое ружье, которое во время работы вешал наготове, недалеко перед собой на кол. Надо сказать, что указанным обычаем, практиковавшимся в крестьянской среде, нередко пользовались и феодалы, превращая его в средство эксплуатации, несмотря на всю патриархальную окраску Этого обычая.

В селе Джнрхва, вдали от участкового центра, был созван сход крестьянства. Из Гудаут приехали также рабочие! На сходе первым выступил Н, Лакоба, который рассказал о цели и принципах организации «Киараза». Затем состоялась запись в ряды этой крестьянской дружины.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс